Выдающийся фотомастер XX века Анри Картье-Брессон, считающийся среди фотографов королем фоторепортажа, писал: «Для меня фотография – это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую суть явления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть».
— «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне»
Корневая часть слова «фоторепортаж» — reportage — в переводе с французского означает «информировать», «извещать». Как метод съемки и самостоятельный жанр фотографии, фоторепортаж начал развиваться в сфере журналистики в Европейских странах в первой половине 20 века.
Основные законы жанра: непредвзятость, художественная выразительность, повествовательность, хронологическая последовательность.
Что такое репортаж?
• Краткая история репортажного жанра фотографии;
Эта фотография Бульвара дю Тампль в Париже была сделана в 1838 году Луи Дагером, французским химиком и изобретателем, одним из создателей фотографии. Кроме того, что это одна из самых ранних фотографий в истории, это также первое фото с запечатленным на ней человеком. Так как для картинки требовалось время для проявки - 10 мин., все люди, экипажи, и другие движущиеся предметы не оставались в кадре. Тем не менее, снизу и слева на фото виден человек, которому удалось простоять, не двигаясь, необходимое время - ему, похоже, чистили обувь.
В 50-е годы 19 столетия техническая база накладывала большие ограничения на
фотографов – снимать приходилось на огромные тяжелые камеры, применяя вместо
пленки стеклянные пластины.
Но уже тогда стала развиваться документальная фотография, устанавливались первые задания для фотографов – сделать снимки памятников архитектуры, местности. Часто фотографы путешествовали в ряду географических экспедиций, для того чтобы запечатлеть разные национальности на снимках. Благодаря работе этих людей, сейчас, глядя на снимки, мы можем познакомиться с историей нашей страны.
Первый в мире фоторепортаж делают во время Крымской войны: там по заданию работают фоторепортеры – Роджер Фентон, Джорж Бернард, Александр Гарднер, Дж. Робертсон, и другие. О` Саливан делает знаменитый снимок «Урожай смерти», который переворачивает сознание репортажной фотографии – он показывает не конкретных солдат, а собирательный образ, рассказывает о смерти и горе войны.
Севастополь и Фентон. Библиотека конгресса США.
С 1890 гг. появляется техническая возможность тиражировать фотоизображения в газетах и журналах. С этого времени начинает развиваться фотожурналистика. Появляются фотографы, которые занимаются исключительно репортажем. Авторы получают гонорар за использование материала в печати, причем некоторые гонорары стоили довольно-таки больших денег, их платили за особо важные события.
Теперь фотографы снимают все то, что происходит вокруг, о постановке не может быть и речи. Меняются времена, меняется и техника - камеры становятся легче, появляются другие фоточувствительные материалы.
Появляются целые династии фоторепортажников. Самая известная из них – династия Буллы – отец и сын, известные своими городскими съемками, съемками революций и самых важных событий страны.
20 век – век фотографии.
Вначале 20 века царский фотограф Прокудин-Горский создает «Коллекцию достопримечательностей Российской империи». Он впервые делает цветные снимки - с помощью трех цветных фильтров. Это уникальные документальные этнографические работы того времени.
После революций фотография становится самостоятельным видом творчества, обретает свой язык, влияет на другие виды искусства и оказывает огромное влияние на общество и культуру.
Существует единая идеологическая программа, фотография становится мощным агитационным оружием. Искусство становится массовым.
Фоторепортаж – главное направление в фотографии 20 века.
Советскую фотографию главным образом отличают оптимизм и пафос.
Появляются новые художественные приемы – такие как ракурс, точка съемки, становится активным передний план и диагональная композиция – все это новые формы, призванные показать новую жизнь, ее динамику и ритмы.
Первым, кто начинает использовать эти приемы, становится Александр Родченко, в чем проявляется его гениальность и талант. Он не только фиксировал действительность, а смог изменить ее – выхватив из жизни моменты, которые сформировали потом стиль эпохи
Иван Болдырев (в 1875-1876 гг.) первый, кто пытается снять реально происходящие события, но опять же, в связи с техническими особенностями съемки он получает совершенно другую композицию кадра, что воспринимается другими с критикой – как неумение фотографировать.
Первый публицистический репортаж делает Максим Дмитриев – это серия работ под названием «Неурожайный год 1891-1892». Здесь нижегородский фотограф не только рассказывает об ужасном голоде и его последствиях, но и показывает это событие с разных сторон, воздействуя на чувства зрителя. Впервые появляются подписи к фотографиям.
• Лидеры жанра и правильные площадки;
Владимир Вяткин
Луи Картье Брессон
Александр Родченко
Роберт Капа
Вивиан Майер
Абба
Рут Оркин
Евгений Халдей
И многие другие
• Задачи репортажной съёмки;
- отображение события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник;
- формирование общественного мнения
• Разнообразие направлений репортажной фотографии.
Условно принято в нашей российской фотографии выделять два вида репортажной съемки – событийную и тематическую (повседневную, повествовательную).
Событийный фоторепортаж — это новость, сообщение об общественно значимом событии, мероприятии, празднике, фестивале, визите какой-либо выдающейся личности, делегации, происшествии, чрезвычайной ситуации и т.д.
При событийной съемке фотограф скован временными рамками — в короткий промежуток времени он должен успеть сфотографировать главные, яркие моменты события, в считанные секунды найти точку съемки, план, ракурс. Такая съемка требует автоматизированных навыков, хорошей реакции и интуиции, способности предвосхищать события, предвидеть «ключевой кадр».
Тематический репортаж – уводит нас в гущу повседневной жизни. В будничной жизни фотограф находит интересные островки, ситуации и рассказывает о них языком фотографии. Это фоторассказ об отдельном человеке или людях, их взаимоотношениях, деле, отдыхе, увлечениях. Тематика фотоисторий разнообразна и охватывает все сферы мира человека — от родильного дома и клубного рок-концерта до производства ракетных двигателей и жизни церковного прихода.
В отличие от событийного репортажа, работа над фотоисторией может продолжаться длительное время. Фотограф имеет возможность прерывать работу, а затем снова возвращаться к съемке, постепенно накапливая материал по теме. Цель тематического фоторепортажа, как и событийного, — точно отразить действительность. В фотоистории мы располагаем большей свободой и временем для изучения своих героев, проникновения в их психологию. У нас широкие возможности для реализации специфических фотографических приемов. В силу этого снимок имеет больше шансов стать художественным произведением, нести в себе элементы обобщения.
Стрит-фото
Оборудование в репортажной съёмке
• выбор техники - что необходимо для съёмки репортажа?
• технические нюансы в репортажной съёмке;
• основы стрит-фото и travel-съёмки.
Правила съёмки фоторепортажа:
• оперативность съёмки и предоставления материалов
• понятный язык повествования – отображаемое действие должно быть понятно зрителю
• достаточное количество деталей и привязок
• богатое содержание предоставляемого материала: выразительность, лаконичность, убедительность, объективность, факты;
• залог успешного репортажа - подготовка к съёмке.
Планирование съёмочного процесса;
Основы съёмки мероприятий
• виды мероприятий;
• технические и композиционные аспекты в съёмке мероприятий;
• дополнительное оборудование в съёмке мероприятий.
Влияние фотографа на
сюжет и модель в репортажной съёмке;
Особенности работы со светом:
• свет в помещении – залы (концертные, банкетные, театр), студии (танцевальные, фото, мастерские и др.), квартиры;
• свет на улице;
• неблагоприятные природные условия
• «шаг влево, шаг вправо» или не теряем нужный свет.
Работа с сырым материалом и результатами:
• обработка и хранение материала;
• резервные копии;
• принципы создания портфолио;
• презентация готового материала – главное - оперативность
Мотивация:
- развитие техническое и социальное
- поднятие острых тем
- историческое повествование
Юридические основы в репортажной съёмке.
И помните о важности кадрирования! :)